Рынок картофеля фри прибавляет по 2% в год
По прогнозу исследовательской компании Euromonitor, к 2020 году объем мирового рынка замороженного переработанного картофеля превысит 29 млн т. В России в 2016 году, по данным Росстата, объем производства переработанного и консервированного картофеля составил 162 тыс. т, что на 4,9% больше, чем в 2015-м. В целом в стране перерабатывается около 1 млн т картофеля, если сравнивать с общим объемом производства во всех хозяйствах (31 млн т в 2016 году), то это очень мало, оценивает Картофельный союз. Если говорить только о товарном секторе (7 млн т), то доля переработки тоже невелика — около 14%. «В Европе перерабатывается каждая вторая тонна картофеля, — обращает внимание исполнительный директор союза Алексей Красильников — Например, в Германии — 50%, в Бельгии доля переработки достигает 70% от объема производства».
Переработчики — драйверы картофельного рынка, уверен Красильников. Ряд ведущих картофелеводческих предприятий работает исключительно для загрузки мощностей перерабатывающих заводов, но их пока недостаточно. Рекордные урожаи картофеля в 2015 и 2016 годах негативно сказываются на рыночной конъюнктуре: из-за перепроизводства цена на продукцию не увеличивается в зимний период, хотя раньше уже в ноябре картофель начинал дорожать. «Два сезона мы этого не видим, поэтому ряд производителей — прежде всего мелких, у которых не хватает хранилищ — начинают выходить из бизнеса, — рассказал эксперт «Агроинвестору». — За счет переработки можно было бы снимать излишки сырья с рынка, по крайней мере в ЦФО».
Одна из ниш, которую могли бы занять переработчики — производство картофеля фри. На сегодняшний день в России нет крупных игроков, которые были бы способны полностью обеспечить потребности рынка. «Можно выделить компанию «Байсад» и промышленную группу «Кунцево», их общая мощность по выпуску картофеля фри составляет около 15 тыс. т, — комментирует руководитель проектов практики АПК консалтинговой группы «НЭО Центр» Екатерина Михалева. — В 2015 году Россия импортировала примерно 98 тыс. т картофеля фри, или 94% от объема рынка». Только McDonald’s ежегодно закупает за рубежом 50−60 тыс. т картофеля фри, оценивает Красильников.
Обеспечить потребности сети может возводимый в Липецкой области завод мощностью 100 тыс. т готовой продукции в год. Проект стоимостью 120 млн евро реализуют холдинг «Белая Дача» совместно с голландско-американской компанией Lamb Weston Meijer. Большая часть продукции предприятия будет поставляться в McDonald’s, в дальнейшем могут добавиться контракты и с другими предприятиями фаст-фуда. Кроме того, часть продукции компания намерена реализовывать в рознице, уточнил «Агроинвестору» председатель наблюдательного совета «Белой Дачи» Виктор Семенов. «Поскольку переработка картофеля в России находится на низком уровне, мы возлагаем большие надежды на предприятие», — говорит Красильников.
Однако производство картофеля фри — непростой бизнес, прежде всего, потому что для его выпуска подходит не любой картофель. Кроме того, сектор зависит от зарубежных технологий и оборудования. Брянский завод «ЭкоФрио» изначально тоже должен был выпускать картофель фри, но в ходе реализации проекта инвесторы перепрофилировали его на картофельные хлопья, рассказывает Красильников. Предприятие было запущено в сентябре прошлого года, но проработало лишь около двух недель, и было закрыто по требованию экологов из-за проблем с очистными сооружениями. Губернатор региона Александр Богомаз давал указания исправить нарушения и запустить завод, однако у инвесторов не нашлось на это денег, знает эксперт. «Брянские картофелеводы ждут, когда предприятие начнет работать, хотя его мощность — около 100 тыс. т в год — все равно недостаточна для области, где производят 0,9−1,2 млн т картофеля», — добавляет Красильников.
Тем не менее, российский рынок картофеля фри динамично развивается и прибавляет примерно по 2% в год, хотя точной оценки его объема нет, продолжает он. «Общепит постепенно привыкает к такой продукции, появляются небольшие линии по выпуску фри в регионах, — говорит Красильников. — Жители мегаполисов, где доходы населения выше, также начинают покупать и готовить картофель фри, поскольку это удобно». Рынок продолжит расширяться и дальше по мере увеличения доходов населения, хотя о прорывном росте пока говорить не приходится, добавляет он. Семенов соглашается, что рынок картофеля фри будет расти, если станут увеличиваться доходы населения. «Люди питаются вне дома, когда у них есть на это деньги», — поясняет он.
Замороженный картофель фри незаменим для общепита, уверен Семенов. Позволить себе жарить или варить картофель могут рестораны с индивидуальным приготовлением блюд, а для сетей быстрого питания с большим потоком посетителей удобнее и эффективнее готовить картофель фри. «Мы не очень рассчитываем на большой рост продаж в рознице, все-таки дома люди предпочитают вареный или жареный картофель и он еще долго будет в приоритете из-за принятой культуры питания, — делится Семенов. — Хотя будут переходить и на фри, это вкусный и полезный продукт, если его правильного готовить. Часто говорят, что от картофеля фри поправляются, но это вопрос количества, обычный жареный картофель не менее калориен. Наличие канцерогенов во фритюре тоже спорно — нужно просто вовремя менять масло, с этой точки зрения картофель, пожаренный дома на плохом маргарине может быть намного вреднее».
В перспективе замороженный картофель фри может стать и экспортным товаром, предполагает Семенов. «Если вывоз за рубеж сырого картофеля вряд ли возможен, то фри — вполне, — рассуждает он. — Например, могут быть интересны поставки в Юго-Восточную Азию, где условия плохо подходят для выращивания картофеля. Но мы пока не думаем о внешних продажах — хватит внутреннего рынка».
http://www.agroinvestor.ru/analytics/news/25826-rynok-kartofelya-fri-pribavlyaet-po-2-v-god/